Как поставить звук “Л” в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву “Л”

Чаще всего дети к 5 годам уже произносят почти все звуки. Но для многих ребят часть из них даются с трудом. К таким звукам относится “Л”. Пока малыши ходят в детский сад, это даже умиляет взрослых. Но при поступлении в школу для них это может стать серьезной проблемой не только в общении с одноклассниками, но также может быть препятствием в процессе учебы. В статье предлагаем ознакомиться с методами, как научить ребенка говорить букву “Л” без привлечения логопеда.

Возможные причины непроизношения

Полное выпадение из речи звука “Л” или его неправильное произношение специалисты называют ламбдацизмом. Причины непроизношения могут быть разные:

  • Нарушение слуха. Малыш плохо слышит, поэтому неправильно его произносит.
  • Неправильное дыхание во время речи. Это может быть из-за уменьшенного объема легких.
  • Короткая подъязычная связка.
  • Слабость мимической мускулатуры и языка. 
  • Неправильное распределение воздуха во время речи.
  • Подражание взрослым (с нарушением речи или сюсюканье).
  • Проживание в двуязычной семье, в родном языке которой эта буква звучит иначе.  

Многие дети не произносят звук “Л” не из-за анатомических нарушений аппарата речи, а из-за неправильного расположения языка и губ.

Если поставлен диагноз ламбдацизма, то корректировать речь следует под руководством логопеда. В остальных случаях, взрослые могут, занимаясь регулярно с ребенком, поставить ему правильное произношение.

Подготовка к постановке звука

В начале занятия необходимо зрительно показать на себе положение губ и языка во время произношения. После этого можно приступить к упражнениям, которые помогут малышу справиться с этим. Вот некоторые из них:

  1. «Гамак». Язык прогнуть так, чтобы его кончик можно было упереть в передние зубки. Удерживать в таком положении мышцы нужно не менее 5 секунд.
  2. «Леденец». Верхнюю губку облизывать сверху вниз широким языком, как конфету, а нижняя должна быть неподвижной. Движения сначала должны быть медленными, а затем скорость следует увеличивать. Во время произносить звуки «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Дети любят этот способ цоканья по небу. В это время рот должен приоткрыт, а нижняя челюсть — неподвижной.
  4.  «Качели». В этом упражнении ребенок должен широко улыбаться, а кончик языка следует поочередно упирать сначала в нижние зубы, а затем в верхние. Такие движения повторять 5-10 раз.
  5. «Грибок». Язычок прижать к нёбу так, чтобы подъязычная уздечка была натянута. Удерживать позицию на протяжении 5 секунд.

Как научить ребенка говорить букву “Л”: разные методики

Механические способы

Потребуется дополнительное приспособление в виде палочки от мороженного или черенка ложки. Можно также использовать руки. Смысл этого метода в том, чтобы язык  был зафиксирован в правильной позиции.

Приспособление положить на язык поперек так, чтобы между боковинами языка и верхними коренными зубами создался промежуток. Таким образом, воздух проходит правильно через рот.

В том случае, когда у ребенка присутствует мягкий звук “Л”, чтобы получить твердый, следует  подушку своего большого пальца при произношении расположить под подбородок в ямку, надавливая на нее. Таким образом, звук автоматически становится твердым. Можно также к нижней части подбородка прижать тыльной частью ладонь.

Отталкиваясь от других звуков

От “А”. С расположенным между зубами языком малыш должен произносить протяжный звук “А”, а затем посередине его прикусить. Таким образом, фоника переходит в твердую фонему “Л”.

От “Ы”. Так можно поставить твердость звука “Л”. Для этого нужно тянуть звук “Ы” при прикушенным кончике языка.

В усложненном варианте начать с силой выталкивать воздух беззвучно при прикушенным зубами языком, а затем подключить голос. Сначала звук будет шумный, но со временем станет чище и отчетливей.

Упражнения на артикуляцию

На этом этапе необходимо подключить комплекс упражнений, который немного схож с теми, которые были при подготовке, но они немного усложнены.

  1. «Открытое окошко». Широко распахнуть рот, зубы немного приоткрыть, при этом язык расположить на дно рта. Челюсти слегка напрячь, но при этом они должны оставаться неподвижными. Такую позицию следует удерживать на протяжении 5-10 секунд.
  2. «Ковшик». Высунуть язычок, а кончик загнуть внутрь. При этом середина языка не должна касаться верхних зубов. Зафиксировать позицию на 5-7 секунд. Затем расслабить его и убрать в рот. Повторить несколько подходов.
  3. «Метелочка». Загнуть кончик языка и водить им по небу сначала медленно, потом ускориться и подключить голос. Челюсти должны оставаться неподвижными, а зубы видны.
  4. «Чашечка». Язык в той же позиции, как в «Метелочке». Коснуться нёба у зубных лунок загнутым кончиком. Губы должны быть в форме овала.
  5. «Гармошка». С поднятым языком к небу поочередно открывать и закрывать рот. Это помогает растягивать связки.

Эта гимнастика способствуют активизации движений языка, отрабатыванию важных его положений, эластичности уздечки.

Дыхательная гимнастика

Для того чтобы увидеть эффект от занятий их рекомендуется сочетать с дыхательной гимнастикой. 

  1. Быстро вдыхать воздух и плавно выдыхать.
  2. Выдувать воздух на вертушку долго, набрав как можно больше воздуха.
  3. Сделаем вдох, расслабить губы, а выдыхать таким образом, чтобы получился звук «прр», как при остановке лошадки.
  4. Надувать живот на вдохе, а на выдохе втягивать. Упражнение выполнять лежа на спине.

Закрепление звука

После того как звук будет поставлен, необходимо ввести его в слоги и в слова. Все это должно проводиться в игровой форме через скороговорки, загадки, стихи, в которых содержатся слова с мягким и твердым звуком.

Заключение

В статье были даны варианты, как научить ребенка говорить букву “Л”. 

В завершении предлагаем некоторые советов для родителей.

  1. Важно с ребенком говорить без сюсюканья, проговаривая все слова правильно.
  2. Поддерживайте малыша, отвечайте на вопросы, если ему что-то непонятно.
  3. Проводите все занятия в игровой форме, так дети лучше понимают, что от них ждут. Придумывайте на ходу сказки, истории, создавайте приключения и квесты.
  4. Упражнения ни в коем случае не должны проводится насильно через слезы. Это отобьет охоту учиться и общаться со взрослыми.
  5. Занятия следует проводить регулярно. Для этого можно выделять по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Если не получается самостоятельно вызвать звук “Л”, необходимо обратиться к специалисту во избежание усугублении ситуации с артикуляцией и мотивацией ребенка.

Ждём Ваши оценки и комментарии. Подписывайтесь на нас в Дзен и в других социальных сетях!!!)))

Похожие статьи:
Прокрутить вверх
Пролистать наверх