Русский язык как живая система постоянно развивается, трансформируется, отражая те изменения, которые происходят в культуре, обществе, истории государства. В процессе его эволюционных изменений появляются новые слова и выражения, т. е. обновление словарного состава происходит постоянно. Недавно появившиеся термины и словосочетания называются неологизмами. В статье разберемся с тем, что такое неологизмы, примеры слов приведем, как они появляются, на какие виды подразделяются.
Содержание статьи:
Понятие неологизмов и причины их возникновения
Мы живем в динамично развивающемся мире, который оказывает влияние на современный русский язык. В греческом языке термин «неологизм» обозначает два слова: neos — «новый» и logos -—«слово».
В последние десятилетия произошло много событий: сменился государственный строй, открылись границы на запад, появились новые технологии, в том числе компьютерные. Вместе с ними изменились реалии и новые слова, которые вошли в обиход, стремительно проникли в нашу жизнь. Часть из них закрепились и стали нормой, другие настолько слились с русским языком, что стали его неотъемлемой частью, как будто так и применялись всегда, утратив новизну.
Каждый год словарь русского языка пополняется новыми словами. Так, например, в 2020 году в него попало 675 неологизмов, в 2021 г. —164 слова, а в 2022 году — 207.
Конец прошлого столетия был благоприятным для появления неологизмов в общественной, экономической, политической жизни. Вот некоторые неологизмы, примеры слов из разных областей жизни:
- в сфере экономики: лизинг (одна из форм кредитования), оффшор (территория со льготными условиями ведения бизнеса), демпинг (продажа товаров по более низким ценам);
- в компьютерной лексике: винчестер (запоминающее устройство в компьютере), сервер (специализированный компьютер или программная система, предоставляющие услуги другим устройствам), антивирус (программное обеспечение, для удаления вредоносных программ);
- в политике: импичмент (отстранение от должности высокопоставленного чиновника), электорат (избиратели), омбудсмен (уполномоченный по правам человека);
- в деловой лексике: мерчендайзер (специалист в сфере маркетинга), тренд (направление в развитии), дедлайн (крайняя дата выполнения задания).
Основополагающими предпосылками возникновения неологизмов являются: появление новых технологий, видов искусства, развитие экономики, науки и культуры. Большинство из них новыми терминами являются непродолжительное время, а затем они становятся частью активного словаря.
Аббревиация также способствует образованию неологизмов. Пример: ПО (программное обеспечение), IT (информационные технологии), ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Большая часть новых терминов со временем либо переходит в разряд привычных (компьютер, принтер), либо устаревают и выходят из употребления (DVD, СD-диск, граммофон).
Классификация неологизмов
Их можно разделить по способу появления (лексические и семантические), условию создания (общеязыковые и индивидуально-авторские, в т. ч. окказионализмы), целям создания (номинативная и стилистическая функция). Рассмотрим примеры.
По способу появления
Лексические
Неологизмы этой группы появляются для называния реалий и понятий, которых раньше не существовало в жизни народа. К ним относятся непривычные первое время слова, которые образовываются несколькими способами:
- путем соединения ранее известных терминов: госуслуга, инфографика, предзаказ;
- путем добавления суффиксов и приставок к известным словам: фигурант, федерал, крышевать;
- заимствование из других языков: копирайтер, байк, индексировать.
Семантические
К этой группе относятся известные понятия, которые обрели новые значения:
- взломать — преодолеть систему защиты компьютера;
- епархия — ведомство;
- вампир — человек, живущий за счет жизненных сил других людей.
По условию создания
Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы, примеры слов
Они создаются писателями для придания художественной стилистики, свежести и формирования яркого, необычного образа. По художественной значимости они схожи с метафорами, которые стремятся открыть в смысле слова новые грани.
Их создание основано на нормах словообразования, в отличие от окказиональных, образующихся с нарушением этих норм. Что такое окказионализмы и зачем они нужны читаем здесь.
Авторские неологизмы используются в произведении автора, прикреплены к определенному контексту. Они не выходят за его пределы, остаются принадлежностью индивидуального стиля, поэтому их новизна сохраняется по сей день. Иногда поэтам, писателям и другим людям, занимающимся словотворчеством, удается свои высказывание запустить в массы.
Примеры неологизмов, которые авторы подарили народу:
В. Маяковский — серпастый и молоткастый;
Ф. Достоевский — лимонничать;
М. Салтыков-Щедрин — головотяп;
И. Северянин — бездарь;
Белинский — москводушье;
Гоголь — зеленокудрые.
Автором может быть также народ, который выражает ироничный или комический смысл в народном творчестве. Неологизмы появляются спонтанно, закрепляется в сознании или исчезают. Например:
- бессапожье, лживопись, бредословие, бородоносец.
Целям создания
По этому принципу неологизмы подразделяются на номинативные и стилистические.
Номинативные
Номинативные неологизмы подразумевают название новых определенных понятий, чаще всего узкоспециализированных терминов, обновляющих научную лексику. У них обычно нет синонимов, но могут появляться конкурирующие термины, которые нередко впоследствии вытесняют первые. Таким примером может служить пара: космонавт-астронавт.
Примеры номинативных неологизмов: плюрализм, феминизация, футурология.
Стилистические
Этот вид неологизмов придает предметам характеристики. Они создаются как образные наименования уже известных явлений или предметов, содержат их оценку, отражают отношение к ним. У них есть синонимы, которые разнообразят интенсивность экспрессии. При частом использовании этих неологизмов они переходят в словарный запас и теряют свой стилистический окрас.
Примеры стилистических неологизмов: крутой, беспредел, первопроходец.
Несмотря на то что русский язык — это саморазвивающийся организм, который способен самостоятельно освобождаться от чрезмерности, избыточности, очищаться от мусора, необходимо также самим следить за своей речью, чтобы неологизмы, примеры слов которых используем, украшали наш “великий и могучий” русский язык, а не засоряли его.
Ждём Ваши оценки и комментарии. Подписывайтесь на нас в Дзен и в других социальных сетях!!!)))