Гаджеты в жизни ребенка: польза или вред для развития

Ребенок и гаджеты

Трудно себе представить современный мир без электронных устройств. Глядя на взрослых, дети тоже тянутся к благам цивилизации с самого раннего возраста. Многих родителей беспокоит то, что их ребенок тянется больше к экрану смартфона, чем к общению с внешним миром. Хотя они сами, порой не замечая этого, способствуют тому, что ребенок и гаджеты становятся друзьями. В статье обсудим вред и пользу устройств, а также то, как не допустить зависимость от них.

Современные дети и гаджеты

По статистике, у 25% детей к 4 годам уже есть свой планшет или телефон, а к 10 годам они есть практически у каждого школьника. Большинство детей проводят за гаджетами столько же времени, сколько и взрослые. Они превращаются в необходимый атрибут, на котором можно слушать музыку, смотреть мультфильмы, играть или читать. При этом многие взрослые уверены, что в этом нет ничего плохого. Но все больше встречаются те, которые относятся к таким «игрушкам» отрицательно, считая, что они вредны для здоровья. И отчасти они правы.

Вред гаджетов для детей

Нанесенный вред гаджетов зрению и осанке — далеко не самые распространенные страшилки. Хотя они небезосновательны. При регулярном проведении более получаса в день за экраном девайсов через полгода начинает ухудшаться зрение. А сидение без движений, при этом сутулясь, может привести к искривлению позвоночника. Но есть более глубинные причины, влияющие отрицательно на развитие детей.

  • С раннего возраста ребенок познает окружающий мир, задействуя все каналы восприятия. Для того чтобы понять, как устроены предметы, их нужно потрогать, ощутить форму. Развивающий эффект образного мышления при просмотре электронных устройств стремится к нулю. В итоге малыш может запомнить информацию, но она у него не отложится качественно и глубоко.
  • При длительном и частом взаимодействии с гаджетом у ребенка начинают страдать нервно-психическая устойчивость. Он утрачивает способность фантазировать и образно мыслить. Ему становится труднее концентрировать внимание, снижаются умственные способности, появляются проблемы со сном.
  • Никакие приложения в смартфоне или на планшете не заменят живое творчество. Работая с пластилином, карандашами, ножницами и цветной бумагой, ребенок фантазирует и находит различные и неожиданные решения. В виртуальном пространстве он этого лишен, так как программы предусматривают готовые опции. Это приводит к снижению творческой активности.
  • Страдает также эмоциональная сфера. Во время виртуальных игр дети получают позитивные эмоции, не прилагая к этому никаких усилий. В настоящей жизни, чтобы их получить, нужно изрядно потрудиться: выбрать игрушку, понять, как в нее играть, пригласить кого-то, кто бы мог составить компанию. При злоупотреблении гаджетами исчезают стимулы взаимодействовать с окружающим миром.
  • Во время виртуальных игр у детей искажается восприятие реального мира. Ему становится трудно отделить несуществующую жизнь от реальной. Модель поведения виртуальных героев, где за плохие поступки нет никакой ответственности, перенимается искаженно.
  • В реальной жизни ребенок, сталкиваясь с проблемами, не будет знать как с ними справляться. Компьютерные решения для достижения результата оказываются чаще всего не действенны. В итоге у ребенка могут возникать истерики, стрессы и даже депрессивные состояния.
  • А то, что в интернете можно вести двойную жизнь, оставаясь при этом анонимом, негативно сказывается на формировании личности.

Для правильного формирования коммуникативных навыков и социализации детям необходимо общение со сверстниками и взрослыми. За экраном им не научиться. А когда ребенок выпадает из реальной жизни, а его интересы сосредоточены в виртуальном мире и привязываются к нему, можно говорить о зависимости от гаджетов.

Признаки зависимости от гаджетов у детей

Признаки зависимости от гаджетов у детей

В обычной жизни ребенок должен научиться и познать все стороны жизни: что у добра, радости, счастья, симпатии есть обратные стороны. В телефоне все гораздо проще, поэтому уход в виртуальность формирует постепенно зависимость.

Ее первым признаком является изменение поведения ребенка. В поисках возобновления контакта с гаджетом у него появляется агрессия, раздражительность, апатия.

Зависимость от гаджетов проявляется и в изменении характера. В манипулятивных целях пускается в ход лживость во имя того, чтобы достичь желаемого.

Зависимые дети становятся безразличными к учебе, активным видам деятельность, творчеству. Эти дисциплины не выдают моментального азарта и сильных эмоций, которые он получает во время взаимодействия с гаджетами. А так как ему необходимо их испытывать, он стремится их восполнить.  

Если ребенок периодически находится за экраном девайса, это еще не говорит о зависимости. Но если при этом он забывает о своих обязанностях, теряет аппетит, беспокойно спит, рассеян, не может сосредотачиваться, замыкается в себе, предпочитая гаджеты играм с друзьями, это должно насторожить.

Ребенок и гаджеты: как избавиться от зависимости

Если проигнорировать первые симптомы привязанности к девайсам, можно упустить нарушения в здоровье ребенка. Это болезнь современного подрастающего поколения. Она требует грамотного и незамедлительного корректирования. Привязанность к гаджетам признана официально заболеванием и характеризуется как нехимическая адреналиновая зависимость.

Если заметили склонность ребенка к зависимости от электронных устройств, следует начать бить тревогу и изменить ход событий.

  1. Найти ребенку увлекательное занятие (спортивные секции, курсы, кружки и т. д.). Чем больше охват видов деятельности, тем уравновешенней он станет относиться к девайсам.
  2. Придумать приятные ритуалы, которые последуют после окончания игры. Это могут быть совместные игры, прогулки, поездки.
  3. Обозначьте ребенку места, в которых нельзя пользоваться девайсом. Это может быть время, проведенное за столом, в гостях, в спальне. Особенно важно убирать гаджеты за 2 часа до сна.
  4. Расспросите об интересах ребенка, во что он играет, чем именно занимается в сети. Не критикуйте его увлечения, даже если они вам кажутся глупыми. Если он любит строить что-то в игре Minecraft, расскажите, как происходят настоящие стройки. Заинтересуйте его курсами программирования, направьте увлечение в полезное русло. Увидев ваш неподдельный интерес к его увлечением, он почувствует вашу поддержку.
  5. В играх после очередной победы ребенок получает вознаграждение, т. е. дозу гормона вознаграждения дофамина. Важно не зацикливаться на таком способе повышения самооценки. Давайте ему в реальной жизни чувствовать, пусть даже маленькие успехи. Направляйте его на участие в разных мероприятиях и секциях, где он может побеждать, хвалите чаще.  

 Как не допустить зависимости у детей

Изолировать современных детей от использования электронных устройств невозможно. В них кроется не только опасность, но и масса возможностей получения знаний и саморазвития. Если ограждать его дома от гаджетов, он найдет способы взаимодействий с ними в других местах. Важно научить выстраивать с ними здоровые отношения. Ведь адреналиновая зависимость не появляется сама по себе. В большинстве случаев у союза под названием «ребенок и гаджеты» есть источники: отсутствие чувства радости, интересов и общения в реальной жизни, низкая самооценка, а также родительский пример.

 Как не допустить зависимости:

  1. Формировать иммунитет к гаджетам, научиться фильтровать информацию и вовремя останавливаться. Объяснять, что играть или смотреть мультфильмы — хорошо, но проводить за этим занятие много времени — плохо.
  2. Лучший способ показать ребенку, что кроме зависания в Интернете, есть много других вариантов, как можно разнообразить свою ежедневную жизнь — это личный пример.
  3. Найдите способ отвлечь ребенка, чтобы он заинтересовался поиском интересных для себя занятий. Это могут быть кружки, секции, иногда достаточно настольных игр или конструкторов.
  4. Направьте использование гаджета в полезное русло. Помогите ему установить обучающие программы, в которых в процессе игры он будет развивать свои умственные способности.
  5. Времяпровождение в телефоне, как и любое другое пагубное увлечение, требует ограничений. Установите временные границы на пользование компьютера или телефона. Сделать это в подростковом возрасте непросто, но возможно. Выручить может приложение родительского контроля. В некоторых версиях есть опция не только ограничения времени использования, но также лимиты на совершение звонков, выхода в сеть, установку игр.

Есть ли польза от гаджетов

Есть ли польза от гаджетов

Несмотря на вред от неконтролируемого времяпровождения за гаджетами, нельзя игнорировать их положительное влияние.

Существует масса познавательных, развивающих и обучающих программ, которые направлены на развитие логического мышления, памяти, мелкой моторики, изучения иностранных языков и другие образовательные области.

Специальные программы и уроки могут помочь даже в занятиях спортом. Научив ребенка пользоваться различными графическими редакторами, дневниками наблюдения за природными явлениями, мастер-классами по увлечениям ребенка и прочими приложениями, такое времяпровождение под пристальным присмотром родителей могут стать очень полезными и эффективными.

Важно научить с малых лет из гаджетов извлекать пользу, а не только использовать их как средство для развлечения.

Связка «ребенок и гаджеты» — это издержки современного мира, от которых не уйти. К ним лишь стоит сформировать правильное отношение.  

  1. Родители должны осознавать свою роль в создании баланса между временем проведения ребенком за гаджетами и альтернативными видами деятельности.
  2. Не пускать процесс на самотек, подходить к нему со всей ответственностью.
  3. Обеспечить ребенку нормальный режим, в котором есть место для хорошего отдыха, физической активности, социальных позитивных взаимодействий.
  4. Уметь вовремя распознавать проблемы, связанные с использованием электронных устройств, и решать их во благо здоровья, благополучия, личностного и социального развития детей.  

Ждём Ваши оценки и комментарии. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

Похожие статьи:
Прокрутить вверх
Пролистать наверх